© «Cyberborea», 2019

КОНТАКТ:

УГОЛ КАРТЫ / 48hNSK

September 12, 2019

Фестиваль "48 часов Новосибирск", 13.09 - 15.09.2019

 

 

 

Глитч-артефакты сервиса Google Maps для фестиваля «48 часов Новосибирск» входят в состав серии «Угол карты», являющейся частью авторского исследования виртуальной картографии. С помощью техники быстрой фиксации (скриншот) автор улавливает кратковременные искажения визуального контента – глитчи, становящиеся объектами эстетического созерцания и отправной точкой теоретической рефлексии.

 

- - -

 

Географические карты нового типа становятся всё более востребованным медиатором человеческого познания и взаимодействия с окружающим миром. При этом технологические характеристики карт мутируют вместе с глобальными изменениями онтологических параметров самого человека. Геокарта, постепенно слипаясь со своим пользователем и его территорией, выступает одним из главных агентов рассеивания человеческого присутствия в постчеловеческом пейзаже.

 

 

 

 

Серия «Угол карты» предлагает определённый угол зрения на картографическое пространство – оптику «пятого угла», свойственную экстремальным ситуациям, выбрасывающим субъекта за кромки привычной системы координат. Коллапсирующая карта в стремительно возникающих прорехах виртуального ландшафта приоткрывает собственную изнанку, чреватую бесконечными вариациями знакомых мест. Подобную оптику демонстрируют сюжеты мифологических и сказочных путешествий, инициатических обрядов или психоделических трипов. Поэтому «Угол карты» можно интерпретировать как своего рода отчёт об особо проделанном путешествии, где визуальная фиксация сопровождается краткими описаниями, многие из которых созданы в синонимичной изображениям поэтике «глитч» (смещёныне, пропущеные или удвоенные бууквы, алогичны епробелы, герменевтические деформации).

 

 

 

 

Согласно кибернетической теории любой медиум транслирует не только сигнал, но и неизбывно сопутствующий ему шум. Внимательное отношение к шуму позволяет уловить ключевые особенности медиумов, зачастую неочевидные ввиду суггестивной захваченности потоками их сообщений. Географическая карта Google, включая приложение Street View, воспроизводит эстетику шумовых искажений, типичную для медиумов нового поколения, поставляющих своим клиентам синтетический материал высокопродуктивных алгоритмов и искусственных нейросетей. Принципиальное отличие нового визуального шума от классического дисперсионного нойза или дискретного глитча заключается в своеобразной пластичности, тягучей и вязкой субстанциальности, обусловленной свойствами новой цифровой материи. Её атомарно-пиксельная природа всё труднее вписывается в привычные технологические параметры экранной репрезентации. Плотно сжатая дигитальная пыль трансформировалась в строительную пасту, из которой алгоритмы и нейросети лепят наш новый мир. При сбоях системы визуальный контент уже не рассыпается на квадратики, а растекается в трещинах кода потоками клейкой массы. Ошибки построения образов словно замазываются налету. В случае «Угла карты» линии преломления проходят сквозь городское пространство, точнее пространство в целом, включая природные и астрономические объекты, закономерно попадающие в объектив гугл-камеры.

 

 

 

 

Глитч как разновидность визуального шума является видимой проекцией нарушения логических структур исполняемого кода.  Средняя продолжительность жизни глитч-артефактов Google Maps не дольше секунды, поэтому процесс их фиксации носит практически рефлекторный характер и напоминает спортивную фотографию, только вместо фотоаппарата используется сам компьютер. Виртуальное пространство Street View состоит из бесчисленного количества сферических панорам, созданных алгоритмом из множества фотоснимков движущейся камеры гугломобиля, поэтому значительная часть работы над серией «Угол карты» происходила, по-сути, внутри фотографии. Сферическая панорама воспроизводит знакомую статику классического медиума, но её главное отличие в том, что панорама окружает нас как бы со всех сторон и позволяет зумировать расстояние до объектов. Перемещение из одной панорамы в другую вызывает эффект смазывания картинки, напоминающий восприятие окружающего пейзажа на большой скорости. В своё время подобный эффект зачаровал итальянских футуристов, активно эксплуатирующих самолёты и прочую быстроходную технику для его достижения. Объекты растягиваются, обретают полупрозрачные шлейфы, наслаиваются друг на друга, некоторые распадаются на фрагменты и проносятся по частям. Люди и пейзажи обретают сновидчески призрачный, потусторонний вид. Всё это происходит быстро и непрерывно, в едином порыве. Поэтому иллюзия движения в пространстве Street View сама по себе является некоторым видом визуального шума и в зависимости от навигационных навыков пользователя может стать более менее управляемым средством намеренной трансформации изображения.

 

 

 

 

Алек Борисов

2019

 

Please reload

RECENT POSTS

July 17, 2019

December 31, 2018

December 22, 2018

July 22, 2018

March 24, 2018

February 7, 2018

December 7, 2017

November 17, 2017

October 12, 2017

September 25, 2017

September 21, 2017

May 18, 2017

May 1, 2017

Please reload

ARCHIVE POSTS

Please reload