УГОЛ КАРТЫ / FFTN

Выставка глитч-артефактов сервиса Google Maps в галерее современного искусства FFTN, 30.08 - 04.09




Географические карты нового типа становятся всё более востребованным медиатором человеческого познания и взаимодействия с окружающим миром. При этом технологические характеристики карт мутируют вместе с глобальными изменениями онтологических параметров самого человека. Геокарта, постепенно слипаясь со своим пользователем и его территорией, становится одним из главных агентов рассеивания человеческого присутствия в постчеловеческом пейзаже.


Согласно кибернетической теории любой медиум транслирует не только сигнал, но и неизбывно сопутствующий ему шум. Внимательное отношение к шуму позволяет уловить ключевые особенности медиумов, зачастую неочевидные ввиду суггестивной захваченности потоками их сообщений. Географическая карта Google, включая приложение Street View, воспроизводит эстетику шумовых искажений, типичную для медиумов нового поколения, поставляющих своим клиентам синтетический материал высокопродуктивных алгоритмов и искусственных нейросетей. Принципиальное отличие нового визуального шума от классического дисперсионного нойза или дискретного глитча заключается в своеобразной пластичности, тягучей и вязкой субстанциальности, обусловленной свойствами новой цифровой материи. Её атомарно-пиксельная природа уже не соответствует привычным человекоразмерным параметрам экранной репрезентации. Плотно сжатая дигитальная пыль трансформировалась в строительную пасту, из которой алгоритмы и нейросети лепят наш новый мир. При сбоях системы визуальный контент уже не рассыпается на квадратики, а растекается в трещинах кода потоками клейкой массы. Ошибки построения образов словно замазываются налету. В случае «Угла карты» линии преломления проходят сквозь городское пространство, точнее пространство в целом, включая природные и астрономические объекты, закономерно попадающие в объектив гугл-камеры.


Выставка «Угол карты» предлагает определённый угол зрения на картографическое пространство – оптику «пятого угла», свойственную экстремальным ситуациям, выбрасывающим субъекта за кромки привычной системы координат. Коллапсирующая карта в стремительно возникающих прорехах виртуального ландшафта приоткрывает собственную изнанку, чреватую бесконечными вариациями знакомых мест. Подобную оптику демонстрируют сюжеты мифологических и сказочных путешествий, инициатических обрядов или психоделических трипов. Поэтому «Угол карты» можно интерпретировать как своего рода отчёт об особо проделанном путешествии, где визуальная фиксация сопровождается краткими описаниями, многие из которых созданы в синонимичной изображениям поэтике «глитч» (смещёныне, пропущеные или удвоенные бууквы, алогичны епробелы, герменевтические деформации).


Кроме того, выставка своеобразно обыгрывает проприетарную условность конвенционального пространства карты, податливого на присвоение ни чуть не меньше, чем территория, которую она описывает: право собственности попросту не дотягивает до скоростей и сиюминутности глитча. В свою очередь образы, пойманные клавишей принтскрин и оформленные в виде почтовых открыток посетители выставки могут присвоить совершенно бесплатно, указав любой адрес на их обратной стороне – после выставки автор отправит работы почтой.



Алек Борисов

2019

RECENT POSTS

ARCHIVE POSTS

© «Cyberborea», 2020

КОНТАКТ: