УГОЛ КАРТЫ


Во время работы над «Верхним миром» мне приходилось зачастую пользоваться Гугл-картой, чтобы установить адреса и географические координаты исходных объектов: в процессе съемок я не записывал номера домов или названия улиц. Необходимую информацию я получал позже, в ретроспективных путешествиях по оцифрованным ландшафтам города. Однако далеко не всегда с первого раза мне удавалось попасть в нужное место. Причины могли быть разными: в принципе ненадежная память, рассеянная невнимательность к фиксации обстоятельств, отупляющая усталость многочасового трипа или, наоборот, эйфорическая тупость особо удачной прогулки. Так, от постоянных и интенсивных движений интернет-трафика, по мере возрастания общей запутанности реальных и виртуальных траекторий, время устойчивого бытия медиасистемы в какой-то момент достигало своего предела и она проваливалось в страну чудес: карта начинала подвисать, а картинка глючить. Точнее – глитчить, выдавая на долю секунды совершенно неожиданные версии знакомых мест. Однажды очередной глитч задержался подольше, может быть на целую секунду или даже две, и я успел нажать «принтскрин». Сделано это было скорее машинально, но результат меня порадовал. После этого я научился ждать, стараясь быть наготове, но все-равно многое не уловил: «свистят они как пули у виска». Иногда я пробовал воспроизвести особенно интересный вариант, намеренно перегружая процессор хождениями в панорамах, но каждый раз глитч одного и того же места получался слегка или совершенно другим.

Фиксация подобных глитч-артефактов напоминает обычную работу фотографа, в основе которой лежит своевременное нажимание на кнопку. Только объект съемки, будучи отображением скрытых процессов трансформации кода, живет на экране компьютера, а его короткое, но эффектное существование возможно лишь при активном участии самого фотографа. Эдакая смесь репортажной фотографии с постановочной, однако мне нравится называть ее просто «киберфотографией» или «глитчфотографией», как еще одной разновидностью шумографии.

Оцифрованный город доступен каждому, но его глитч, его темпоральная эфемерность и неповторимость, – только тебе. Похоже, что серия «Угол карты», некогда зародившаяся в качестве сайд-проекта, обретает для меня самостоятельное значение.

Галерея на сайте: cyberborea.net/ugol-maps

А. Борисов

RECENT POSTS

ARCHIVE POSTS

© «Cyberborea», 2020

КОНТАКТ: