© «Cyberborea», 2019

КОНТАКТ:

ШУМОГРАФИЯ

January 7, 2017

 

 

Основная задача шумографии в области компьютерной графики и фотографии – исследовать изобразительные возможности визуального шума. Для этого применяются различные способы построения или фиксации образов, при которых главным изобразительным средством выступает шумовой массив – неопределенное множество точек, хаотически расположенных на плоскости или в трехмерном пространстве. С помощью таких множеств создаются как фигуративные, так и абстрактные изображения. При этом шумовые массивы могут сочетаться с классическими средствами графического выражения (точкой, линией, штрихом) или пересекаться с приемами современной компьютерной графики (3D, глитч, пиксель-арт).

 

Визуальный шум или шумовой массив возникает посредством различных инструментов – фото/видеокамер, сканеров, электронных микроскопов, компьютерных программ по созданию шумовых эффектов или конвертации исходного изображения в шумовое, а также с помощью самостоятельно разработанных приемов и технологий.

 

 

Фотография

 

Термин "шумография" возник в 2004-2005 годах во время экспериментов с цифровой и аналоговой фотографией, при которых искусственно созданные условия съемки обеспечивали наибольшее количество шумов. Если цифровая фотоиндустрия того времени только набирала обороты и на борьбу с шумом бросались ее главные резервы, то шумография шла в обратном направлении – важна была ценность шума как эстетического феномена.

 

Визуальный шум придает изображению определенную фактуру и пластику. Как правило, он захватывает всю поверхность снимка, хотя интенсивность его присутствия может быть и не равномерной. Можно сказать, что шум выступает некой связующей субстанцией и как бы присваивает артефакт. Однако характер этой субстанции по отношению к объектам, запечатленным на фотографии – дисперсионный: образы в той или иной мере теряют четкость очертаний, взаимопроникают и перемешиваются со средой. На уровне цвета возникает огромное количество мельчайших монохромных кластеров, не озабоченных проблемой гармоничного сочетания, что также приводит к усилению дисперсионного эффекта.

 

Субстанция шума может быть относительно управляемой во время съемки, для этого необходимо исследовать возможности своих инструментов и проводить эксперименты с настройками камер и параметрами окружающей среды, прежде всего освещением. Однако точное прогнозирование шумовых эффектов практически невозможно – слишком велики творческие амбиции фотоаппаратов, задействованных фотонов и чего-то еще. Цифровые шумы поддаются некоторому контролю в графических редакторах, поэтому с ними интересно работать. Конечный результат может довольно далеко отойти от первоначальной фиксации, но в любом случае это будет совместный творческий процесс человека и машины.

 

 

Графика

 

Инструментом по производству визуального шума может быть не только фотокамера, но также и математический алгоритм, объективированный в компьютерной программе. Шумовые скрипты, фильтры и плагины присутствуют в графических редакторах достаточно давно и, как правило, их возможности обретают прикладной, технический характер. Например, с помощью шумовых фильтров имитируется зернистость фотопленки или сглаживаются определенные дефекты изображения. Можно применять их и для симуляции физических свойств материальных объектов, таких как блеск металла или шероховатость камня. В последнее время шумовая текстура стала использоваться в качестве модного дизайнерского оформления. В области современного искусства исследование пластических возможностей визуального шума встречается уже на ранних этапах освоения цифровых технологий, однако уход от однообразных приемов к новым, качественным изменениям здесь только начинает происходить, и связано это прежде всего с пересечением шумовой эстетики с новейшими технологиями программирования.

 

 

Алек Борисов

2017

 

- - -

Позже сделаю апдейт по темам "звук", "медиа" и "метафизика".

На фото вверху: северная Греция, Уранополис, 2012.

 

 

+ несколько моих работ из разных мест и времен в качестве общей иллюстрации:

 

 

 

Please reload

RECENT POSTS

July 17, 2019

December 31, 2018

December 22, 2018

July 22, 2018

March 24, 2018

February 7, 2018

December 7, 2017

November 17, 2017

October 12, 2017

September 25, 2017

September 21, 2017

May 18, 2017

May 1, 2017

Please reload

ARCHIVE POSTS

Please reload